—>
Трансляция презентации Apple на WWDC 2011
Ведущие трансляции: Наташа Демьянкова, Андрей Харланов и Максим Аль Фарах.
Трансляция в Твиттере: @macspoon_live.
Помогите рассказать о нашей трансляции: Tweet
19 июня в США начинаются продажи iPhone 3G S, при этом на рынке остается предыдущая модель iPhone 3G, которая подешевела и продается по 99 долларов при подписании контракта с оператором AT&T. В этом посте я проанализировал мотивы Apple, которые заставили ее снизить цену на iPhone 3G и оставить его на рынке.
Очевидно, что Apple нужен дешевый телефон для завоевания большей доли рынка. Обладатели даже дешевой версии iPhone являются потенциальными покупателями программ из App Store и музыки и фильмов из iTunes Store. Расширяя пользовательскую базу, Apple делает создание программ для iPhone OS более привлекательным для разработчиков, что увеличивает их количество и, следовательно, делает iPhone более привлекательным для новых покупателей. Также, привыкнув к iPhone, новые пользователи могут стать свитчерами, то есть перейти с Windows на Mac OS X, что принесет Apple дополнительную прибыль. То есть Apple пользуется положительными сетевыми эффектами для увеличения привлекательности своих продуктов.
Как отмечают многие американские блоги, цена ниже 99 долларов психологически приемлема для большинства покупателей. Люди в Европе и США вообще привыкли к тому, что они могут получить телефон бесплатно при заключении двухлетнего контракта с оператором. Эластичность спроса в промежутке между 99 и 0 долларов крайне низкая, то есть дальнейшее снижение цены не приведет к значительному увеличению продаж iPhone. Поэтому следующий шаг, который, возможно, сделает Apple — бесплатная раздача базовой версии iPhone пользователям при подписании двухгодичного контракта с оператором. То есть цены в 50 долларов американцам (а нам — и подавно) ожидать не стоит.
Экономическая дискриминация потребителей
Другой вопрос заключается в том, почему Apple решила в качестве дешевой модели использовать iPhone 3G, у которого отсутствуют некоторые функции iPhone 3G S, вместо того, чтобы сделать версию последнего с меньшим количеством памяти. Ответ более или менее очевиден: Apple необходимо было сильно дифференцировать дешевую версию iPhone от iPhone 3G S, чтобы пользователи, готовые заплатить больше за дополнительные функуции и увеличение скорости работы, купили более дорогой iPhone 3G S. Таким образом, более дешевый iPhone 3G в большинстве случаев будет покупаться теми людьми, которые не могут позволить себе потратить 200 долларов на телефон и в противном случае купили бы не iPhone, а телефон другого производителя.
На экономическом языке ситуация, когда Apple заставляет покупателей за несколько дополнительных функций iPhone 3G S платитить значительно большую цену, называется дискриминацией потребителей: покупатели каждой модели iPhone платят за него столько, сколько могут потратить на него. То есть увеличение стоимости iPhone 3G S с 200 до 300 долларов при увеличении объема памяти с 16Гб до 32Гб связано не с тем, что чип памяти 32Гб стоит на 100 долларов дороже чипа на 16Гб, а с тем, что покупатели готовы заплатить эти дополнительные 100 долларов за увеличение объема внутренней памяти iPhone в два раза.
Еще одним дискриминирующим фактором является то, что белый корпус есть только у iPhone 3G S. То есть тому, кто хочет белый iPhone, придется покупать более дорогую модель.
Таким образом, оставив на рынке более дешевую модель iPhone 3G, компании Apple удастся вторгнуться в сегмент дешевых телефонов, оставив в дорогом сегменте iPhone 3G S.
Сложно осознать, что всего за два года iPhone подешевел в шесть раз. Первоначальная цена iPhone c 8 Гб памяти составляла 600 долларов, только через несколько месяцев Apple снизила его цену до 400 долларов.
iPhone 3G и iPhone 3G S в России
В ходе презентации на открытии WWDC 09 Россия была перечислена в числе стран, в которых iPhone 3G S появится в августе 2009 года. Больше никаких подробностей пока не известно.
Особенно интересно, каким будет ценообразование на iPhone 3G S и старый iPhone 3G. Если в США цена iPhone 3G в два раза ниже цены iPhone 3G S 16Гб, то в России снижение цены на 100 долларов может вообще остаться незамеченым. Сейчас младшая модель iPhone 3G c 8Гб в России продается от МТС, Мегафон и Билайн продается соответственно за 21, 22 и 23 тысячи рублей соответственно. Даже если цена iPhone 3G составит 18 тысяч рублей, он не перейдет в сегмент дешевых телефонов и ценовая дискриминация, о которой было сказано выше, в России не сработает.
В итоге мы получаем весьма пародоксальную ситуацию с ценой iPhone в России, и как российские операторы вместе с Apple будут решать эту проблему лично мне пока не понятно.
К слову, цена на iPhone в России не так уж сильно завышена по сравнению с ценой в США. В США цена iPhone субсидируется оператором AT&T при условии, что абонент заключает с ним контракт на два года, то есть цена iPhone по сути дела включается в цену услуг связи. При покупке без контракта цена iPhone 3G в США составит 500 долларов (15500 руб.), а iPhone 3G S — 600 долларов (18600 руб.) и 700 долларов (21 700 руб.) соответственно за модель с 16Гб и 32Гб памяти.
По сути дела iPhone 3G является дешевым телефоном лишь в теории, и купить его за 99 долларов смогут только новые абоненты AT&T. В России цена iPhone 3G упадет незначительно, и он по-прежнему останется дорогим телефоном. Радует одно — к нам хотя бы привезут iPhone 3G S.