Вчера на Макспуне была опубликована статья Геда Махё, разработчика из компании Iconfactory, в которой высказал свое недовольство нынешним положением дел в App Store. Как и обещал, сегодня мы публикуем ответ на нее ведущего программиста сервиса Tumblr и создателя популярной программы Instapaper Марко Армента:
«Недавно Гед Махё написал статью «Losing iReligion», в которой раскритиковал App Store. Он упомянул некоторые общие проблемы, волнующие большинство разработчиков, но главная часть его поста основана на коммерческом провале игры Ramp Champ.
По словам Геда, у Ramp Champ был достаточно серьезный бюджет, создатели игры серьезно подошли к вопросу ее раскрутки (не в сравнении с большинством игр, а в сравнении большинства приложений для iPhone):
Когда Iconfactory и DS Media labs готовились к выпуску Ramp Champ, нашей новой игры для iPhone, мы знали, что должны постараться привлечь как можно больше внимания к ее запуску. Мы затратили сотни часов на ее разработку и делали все, что в наших силах, не только чтобы сделать игру красивой и веселой, но и чтобы Apple могла с гордостью выделить Ramp Champ в App Store. Мы разработали привлекательный сайт для игры, показали ее как можно большему числу авторитетных блоггеров перед запуском и сделали возможность покупку дополнительных интересных и доступных по цене уровней.
Я помню, что многие люди, за которыми я слежу в интернете, говорили о Ramp Champ. Ее создатели действительно серьезно постарались. Но продажи игры, по всей видимости, провалились:
Отсутствие упоминания на главной странице App Store вместе с периодически возникающей на iPhone 3G ошибке сдерживали рост продаж.
… продажи игры не оправдали надежд ни Iconfactory, ни DS Media Labs. Еще печальнее, что многие планы по развитию Ramp Champ (игра по сети, рейтинги игроков в интернете, периодическое появление новых уровней) находятся сейчас в серьезной опасности из-за того простого факта, что Ramp Champ не окупила в нее инвестиции.
Продажи игры могли оказаться плохими по многим причинам. Может быть, людям просто не понравился хорошо прорисованный и атмосферный геймплей этой игры, в которой нужно шариками сбивать предметы и получать за это очки. Но, как заметил сам Гед, похожая игра Skee-Ball от компании Freeverse стала очень популярной.
Простой геймплей не является препятствием для успеха игры на iPhone — в действительности, это даже помогает. Одна из самых популярных игр последнего времени Paper Toss настолько проста и бессмысленна, что когда в метро видишь играющего в нее человека, теряешь веру в человечество.
Что же случилось с Ramp Champ? Как обычно, у меня есть теория: существует два App Store.
App Store A: Простые и поверхностные игры и программы, рассчитанные на массового потребителя. Они живут и умирают в рейтинге самых популярных программ, поэтому им сложно добиться успеха, но если он все-таки приходит, то ненадолго. Большую прибыль получают только счастливчики, забравшиеся на вершину рейтинга. Эти программы разрабатываются быстро, с малыми инвестициями, и их редко обновляют после того, как первоначальная популярность падает, если она вообще к ним приходит. Заправляют балом импульсивные покупки прямо на телефоне, а большинство покупателей не знают и не хотят знать, являетесь ли вы известным разработчиком, если только ваше название не начинается с аббревиатуры MLB (Major League Baseball, Главная лига бейсбола США — прим. ред.). Почти все самые продаваемые программы попадают в эту категорию.
App Store B: Более сложные и глубокие приложения и программы с лучшим дизайном и более длинным циклом разработки, поддерживаемые и обновляемые в течение длительного периода. Они почти не попадают на высокие позиции в рейтингах, зато появляются в списке рекомендованных работниками Apple программ, о них часто пишут в блогах и обзорах, рассказывают о них друзьям. Много продаж приходится на тех людей, которые где-то слышали о программе и потом искали ее по названию. Многие из этих программ стоят больше 99 центов. Вероятность взрывного роста продаж таких программ маловероятна и вряд ли когда-то какая-то из них будет приносить столько прибыли разработчикам, как самые успешные в коммерческом плане приложения. Зато у них больше шансов приносить постоянный доход в течение длительного периода. Чаще всего такие программы разрабатываются отдельными разработчиками с маленьким бюджетом, которые могут сделать большинство работы самостоятельно.
Эти два магазина существуют в абсолютно разных экосистемах с разными требованиями, приоритетами и установившимися практиками.
На самом деле, App Store, конечно, один, но если вы неправильно спозиционируете свою программу для первого или второго его сегмента, у вас могут возникнуть серьезные проблемы.
Iconfatory занимается разработкой замечательных программ для App Store B. Их самое известное приложение, Twitterrific, занимает в нем хорошие позиции. Проблема с Ramp Champ в том, что геймплей и тип этой игры подходит для App Store A (возможно, это получилось случайно), и цена в 2 доллара была выбрана для завоевания игрой большой популярности, но Iconfactory разработали, сделали дизайн и продвигали Ramp Champ так, как будто их целью был App Store B.
Игра Skee-Ball компании Freeverse нацелена на App Store A, и это сразу видно по ее названию и иконке:
Skee-Ball — это зарегистрированный торговая марка, которую Freeverse лицензировала, а Iconfactory — нет. Поэтому Iconfactory не могла назвать свою игру Skee-Ball, не могла сделать ее хотя бы чем-то похожей на нее или даже использовать это название в описании. Но большинство людей знают такой тип игр именно под названием Skee-Ball.
Покупатели App Store A не читают наши блоги. Они не читают профессиональные обзоры. Они даже не смотрят на раздел выбора работников Apple («Staff Picks»), потому что его нет в App Store на iPhone. Вы можете рассчитывать на продажи этим покупателям только через рейтинги и списки по категориям, так что вашей программе нужно попасть туда быстро и эффективно. Когда им на глаза попадает иконка Ramp Champ, они не могут быстро определить, что это за игра.
Первые скриншоты каждой игры также сильно различаются у этих двух игр:
Skee-Ball мгновенно опознается, всем известна и проста. Ramp Champ скорее всего проиграет ей в борьбе за импульсивную покупку людей, которые не хотят тратить время на исследования, а таких — большинство в App Store A.
Приложения Iconfactory могут победить конкурентов, когда люди выбирают программы, основываясь на исследованиях, обзорах и сравнении функциональности. Но покупатели App Store A действуют не так. Для них не важно, что Ramp Champ на самом деле лучше, чем Skee-Ball, потому что они никогда не тратят время на выяснение этого.
Многое, на что жалуется Гед — в действительности не только он, многие разработчики расстроены экономическими механизмами, вопросами продвижения и рейтингов в App Store — относится только к App Store A. Гед правильно осуждает его экономику и ставит под вопрос целесообразность повторного вложения большого количества ресурсов в разработку программ для App Store A.
Но App Store B работает отлично. Он восхитительно стабилен. Это магазин, в котором живет моя программа Instapaper и разделяет его с чрезвычайно талантливыми разработчиками, включая Лорена, Джеймса, Адама и Камерона, Джефа и Гарретта, и — безусловно — Iconfactory.
Мы пользуемся серьезными преимуществами, позиционируя свои программы для App Store B:
- Пользователи здесь менее чувствительны к цене.
- Намного выше вероятность того, что средства массовой информации расскажут о вашем приложении.
- Мы не должны волноваться о наших позициях в рейтингах.
- Оценки и обзоры наших программ в App Store намного более правдоподобны.
- Появление нашей программы на главной странице App Store — приятный бонус, но мы не зависим от этого.
- Намного более стабильный доход. Он вырастает в момент упоминания программы на главной странице App Store, но после этого падает медленно и предполагаемо.
- Так как мы способны достаточно точно спрогнозировать доход от продаж на несколько месяцев вперед, мы можем себе позволить бесконечно выпускать обновления, инвестировать средства и время в создание новых функций и доводить наши приложения до блеска.
Но у App Store B есть и свои недостатки:
- Здесь легко позиционировать программы, а вот игры — намного сложнее. Разработка игр требует больше первоначальных инвестиций, но они не могут продаваться по высокой цене. Зато брать деньги за новые версии игр намного проще, а пользователи быстрее проходят их и требуют новых уровней.
- Позволить себе выпускать приложения категории Б практически не могут люди, не имеющие другого источника дохода. Некоторые люди могут зарабатывать достаточно, чтобы полностью посвятить себя разработке программ для iPhone, но большинство не может. (Также я должен сказать, что никто из разработчиков в App Store, по крайней мере в нашем сегменте, не думает, что он станет создателем следующего мегахита вроде Flight Control).
- Лично я никогда не променяю свою нишу на массовый рынок с его зависимостью от высоких продаж, высокими рисками и изменчивой конъюнктурой, даже если в журнале Newsweek никогда не напишут о том, что я заработал несколько сотен тысяч долларов в App Store».
Мне жалко Iconfactory. Ramp Champ несравнимо лучше сделана, чем Skee-Ball, и очень хочется, чтобы разработчики таких красивых игр и программ получали достойное вознаграждение за свой труд.
А вы в каком App Store покупаете программы? A или B?