Apple + Twitter | Macspoon

Apple + Twitter | Macspoon

1074
0

Андрей Харланов

Apple закончила первый квартал 2011 года с 65 миллиардами долларов в банке. По традиции, как и многие другие технологические компании, Apple не выплачивает дивиденды своим акционерам, и единственный способ для нее потратить эти деньги — купить какую-лубо компанию или инвестировать их в разработку новых продуктов.

В преддверии WWDC 2011 я решил представить, как Apple может использовать имеющиеся у нее средства и не купит ли она Twitter, о тесной интеграции которого с iOS 5 ходили слухи всю последнюю неделю. Но давайте по порядку.

Свободные средства Apple

Apple настолько успешна, что свободные деньги накапливаются на счетах компании с невероятной скоростью. По некоторым рассчетам, при уловии сохранения роста прибыли на текущем уровне в 2011 и 2012 годах и нулевого роста с 2013 по 2015 годы, сумма свободных накоплений Apple к концу 2015 года составит 300 миллиардов долларов, что практически равняется нынешней капитализации (стоимости всех акций) компании. Сложно представить, какой будет этой сумма, если прибыли Apple будут расти и в период с 2013 по 2015 годы, что вполне вероятно.

История показывает, что Apple эффективно тратит деньги, и для разработки новых продуктов компании потребуется лишь малая часть накопленных денег. Apple может позволить себе достаточно крупные покупки без риска для своей финансовой стабильности. С 2008 года Apple совершила лишь семь более или менее значительных поглощения, что не много для такой крупной компании. Цена самой дорогой покупки составила 275 миллионов долларов, которые Apple заплатила в 2010 году за компанию Quattro Wireless, специализировшейся на рекламе для мобильных приложений.

Во время обнародования результатов Apple за четвертый финансоый квартал 2008 года в телефонной конференции неожиданно принял участие Стив Джобс. Помимо прочего, Джобс защищал позицию Apple, которая накапливает свободные финансовые средства, не выплачивая дивидендов. Он сказал, что это позволит Apple иметь «невероятные возможности» в период кризиса и «предоставлит стабильность и возможность инвестировать на протяжении всего спада экономики». «Мы поступали также в предыдущий кризис. Мы увеличили инвестиции в разработку новых продуктов и создали одни из лучших продуктов и бизнесов, к примеру, сеть розничных магазинов Apple Store».

В феврале 2010 году на собрании акционеров Джобс снова защищал позицию Apple по накоплению средств, заметив, что в сложившихся абстоятельствах Apple имеет возможность покупать компании за счет своих средств, не заботясь о заимствованиях. «Свободные средства дают нам невероятную безопасность и гибкость. Как и при прыжке в воздух, когда вы берете на себя риск, вы хотите быть быть уверены, что земля будет у вас под ногами, когда вы приземлитесь».

Все — в social

Свободные средства дают возможность Apple покупать ключевые технологии для дальнейшей интеграции их в свою экосистему. Одной из сфер, в которой Apple пока практически не играет никакой роли, являются облачные технологии и социальные сети. Все ключевые соперники Apple — Google, Microsoft, Facebook и Amazon — имеют в этой сфере значительные преимущества (о последних двух компаниях нужно писать отдельную статью; они действительно могут стать большими соперниками Apple в будущем).

Сооснователь Google Ларри Пейдж, который весной 2011 года стал новым генеральным директором Google, привязал годовые бонусы всех сотрудников компании к ее успехам в разработке социальных сервисов. Google боится растущей мощи Facebook, и Пейдж понимает, что для дальнейшего успешного развития Google необходимо иметь свои популярные социальные сервисы.

Ping и Facebook

В сентябре 2010 года Apple объявила о запуске Ping — социальной сети, построенной вокруг прослушивания музыки. С запуском Ping случился казус, который заставляет меня думать, что еще один человек, который скорее всего опасается Facebook, — это Стив Джобс.

Первоначально предполагалось, что пользователи смогут искать и добалять друзей в Ping через Facebook. Об этом было написано на сайте Ping и эта возможность была в iTunes во время демонстрации Ping на пресс-конференции Apple. Кроме того, в iTunes 10, доступной для скачивания всем желающим, первые несколько часов после запуска Ping присутствовала возможность добалять друзей из Facebook, однако вскоре Facebook заблокировал Apple доступ к информации о друзьях его пользователей. Вообще-то возможность добавлять друзей через Facebook Connect бесплатна и свободна для всех желающих, но Facebook настаивал, что в случае таких крупных интеграций с компанией необходимо подписывать дополнительное соглашение.

Стив Джобс в беседе с журналистом Карой Свишер, cказал, что Facebook настаивал на «обременительных условиях, на которые мы не могли согласиться». Скорее всего, Facebook хотел получать от Ping дополнительную информацию о пользователях в обмен на данные об их друзьях в Facebook.

Интеграция Ping и Facebook была отключена, и единственными способами найти друзей в Ping остались поиск по именам и по почтовым адресам из адресной книги. Ping до сих пор не добился большой популярности, и отсутствие возможности быстро найти своих друзей, вероятно, стало одним из решающих факторов малого успеха этой социальной сети.

Одной из ключевых особенностей Apple под управлением Стива Джобса является максимально возможная независимость компании от внешних факторов. Джобс ненавидит зависить от кого-либо, и история интеграции Ping и Facebook должна была сильно его взбесить.

Кто может противостоять Facebook?

Социальная интеграция продуктов в нынешнее время становится крайне важной для успеха любых крупных технологических компаний, работающих на потребительском рынке. Об этом красноречиво говорит желание главы Google Ларри Пейджа во что бы то ни стало развить собственные социальные сервисы Google. Google многократно демонстрировала свое непонимание этого сферы (провал Google Buzz, малый успех социальной сети Orkut, закрытие сервиса Dodgeball, прародителя Foursquare, купленного Google в 2005 году и т.п.).

Очевидно, что Apple еще менее компетентна в разработке открытых сервисов в интернете, чем Google, и чуть ли не единственной возможностью для нее иметь свою популярную социальную сеть является покупка существующего крупного игрока.

Возможно, Apple вообще не собирается развивать социальные сервисы, так как это во многом противоречит закрытой внутренней культуре компании, однако один лишь случай с невозможностью договориться с Facebook по поводу интеграции Ping мог заставить Джобса задуматься о защите Apple от таких угроз в будущем.

Глобальных социальных сетей, способных противопоставить себя Facebook, почти нет. Единственным серьезным конкурентом, хоть и работающем во многом на других принципах, является Твиттер. По последним оценкам сейчас стоимость Твиттера составляет 8-10 миллиардов долларов. Напомню, на конец марта 2011 года Apple располагала свободными 65 миллиардами, а на сегодняшний день эта сумма скорее всего уже перевалила за 70 миллиардов долларов и в будущем будет только расти.

Я не исключаю, что Apple готова потратить 10-15 миллирадов для своей будущей безопасности от Facebook.

iOS 5 и Твиттер

Около недели назад в интернете появились слухи о том, что Твиттер будет интегрирован в iOS 5, о чем мы довольно подробно говорили с Максом в Macspoon Podcast 39.

Сначала Эм Джи Сиглер написал в Techcrunch, что Apple может встроить в iOS 5 возможность отправки фотографий в Твиттер (также, как сейчас можно отправить видео на YouTube или Vimeo). Это было бы, конечно, интересной, но незначительной функцией, которую сложно было бы назвать интеграцией.

Влиятельный блоггер с большими связями в Apple Джон Грубер дал ссылку на пост Сиглера и прокомментировал его: «Так близко к намного большей истории, но в то же время так далко. Представьте, что еще система может предложить, если аккаунт в Твиттере был бы сервисом на уровне операционной системы».

Другой известный блоггер Роберт Скобл написал 3 июня у себя в Твиттере: «Следующая неделя будет большой для тех из нас, кто жил в Твиттере последние несколько лет. Apple встраивает Твиттер глубоко в iOS 5». На вопрос, известно ли ему что-то конкретное или это лишь спекуляции, Скобл ответил, что это «точные сведения».

Зачем покупать?

Слишком много влиятельных и информированных блоггеров говорят одно и то же. Уже очевидно, что Твиттер будет действительно тесно интегрирован с iOS 5. Но никто из них не говорит о покупке Твиттера. Что же заставляем меня задумываться об этом? Все та же любовь Джобса к независимости.

Если интеграция будет действительно очень глубокой, это означает, что iOS будет сильно зависеть от Твиттера. Какие бы ни были договоренности Twitter и Apple, первая все равно остается самостоятельной компанией, способной в будущем изменить условия сотрудничества, продасться Google или вообще разориться и закрыться. Вряд ли Джобс будет рад сильной зависимости от сторонней компании. Почему бы не попытаться купить Twitter, если финансовое положение Apple позволяет ей это сделать?

С другой стороны, руководители Twitter многократно заявляли, что хотят, чтобы Twitter оставался независимой компанией и не хотят никому его продавать. Однако несмотря на первые шаги по монетизации, добиться серьезных финансовых результатов Twitter, похоже, пока не удается (компания является частной и не раскрывает свои финансовые показатели). На прошлой неделе на конференции D9 глава Twitter Дик Костоло сказал, что сейчас у Twitter есть около 650 крупных рекламодателей. Для оправдания предполагаемой стоимости в 10 миллиардов долларов нужно много больше.

Apple не нужно зарабатывать на Твиттере напрямую. Неважные финансовые показатели Twitter не должны пугать Apple, если она решит купить его для защиты от Facebook.

Сходства Twitter и Apple

Интересно, что Apple и Twitter во многом похожи. Обе компании ставят во главу угла простоту использования и элегантность своих продуктов. Также Twitter последнее время значительно усилил контроль за своей экосистемой, купив ключевые клиенты Tweetie и Tweetdeck, и с 30 июня вводит новые правила авторизации сторонних приложений. Twitter хочет контролировать использования сервиса пользователями так же, как Apple хочет контролировать все аспекты экосистемы своих продуктов.

Кроме того, весьма похожи подходы Twitter и Apple к рекламному бизнесу. И Twitter при продаже рекламных твитов и платных рекомендаций, и Apple при продаже рекламы в сети iAds сотрудничают с крупными компаниями с большими рекламными бюджетами. Пока ни та, ни другая компания не позволяет купить рекламу мелким рекламодателям, как это делает Google и Microsoft при продаже контекстной рекламы.

Что говорит против покупки Твиттера Apple?

Чуть выше я писал о том, что Apple имеет очень закрытую корпоративную культуру и никогда не разработывала продукт для открытого интернета. Покупка Twitter будет означать, что компании нужно будет разрабатывать социальный сервис в интернете и поддерживать многочисленные клиенты для разных мобильных платформ.

Помимо этого, хоть Apple и обладает значительными свободными средствами, она никогда не совершала столь крупных поглощений, каким может стать покупка Твиттера за 10-15 миллиардов долларов. Такие крупные поглощения противоречат культуре Apple, которая традиционно старается разрабатывать новые технологии и услуги внутри компании, а не покупать их.

Многочисленные заявления руководства Твиттера о желании оставить сервис независимым также говорят против сделки с Apple. Однако стоит учитывать, что Apple, возможно, последняя компания, способная купить Twitter при его нынешней оценке в 8-10 миллиардов долларов. Что бы там не говорили Дик Костоло, Эв Вильямс и Джек Дорси, им стоит хорошо подумать прежде чем отвергать предложение Apple.

Кроме того, возможно, я сильно переоцениваю желание Стива Джобса быть максимально независимым от внешних условий, и даже он не готов за относительную независимость от Facebook потратить 10-15 миллиардов долларов.

Ответ близок

В итоге, эту статью можно считать обоснованием того, почему и зачем Apple могла бы купить Twitter. Мне кажется это весьма вероятным, но что произойдет в действительности и каков будет характер сотрудничества Apple и Twitter мы узнаем уже буквально через несколько часов, когда начнется WWDC 2011.

Напоминаю, что сегодня на Макспуне и в нашем специальном Твиттере для трансляций @macspoon_live мы будем вести прямую текстовую трансляцию пресс-конференции Apple на открытии WWDC 2011. Начало в понедельник 6 июня в 21:00 по московскому времени.

Если вам понравилась эта статья, предлагаю вам распространить ее самым подходящим для нее способом:

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ